Вице-президент компании «Спецкабель» Сергей Лобанов: «Даже самые консервативные сотрудники могут стать движущей силой изменений»

23 августа, 2024

Вице-президент компании «Спецкабель» Сергей Лобанов: «Даже самые консервативные сотрудники могут стать движущей силой изменений»

Как управлять изменениями в бизнесе, справляться с сопротивлением в коллективе, развивать лидерские качества и внедрять эффективные стратегии управления, которые помогают компании не только адаптироваться, но и расти, в интервью с учредителем Института Развития Бизнеса и Стратегий Варварой Даньшиной для студентов ИРБиС рассказывает вице-президент компании «Спецкабель» Сергей Лобанов.

Перед началом интервью Сергей Лобанов провёл экскурсию по производству. В советское время на месте «Спецкабеля» было предприятие по производству головок наведения для баллистических ракет. Потом то предприятие закрылось, пустующие помещения сдавались в аренду под офисы. Сейчас всю площадь занимают производственные мощности «Спецкабеля».

Среди цехов и агрегатов есть, например, уникальная для России установка для производства судостроительных кабелей. С 2014 году она обеспечивает замещение зарубежных кабелей, на которые ранее опиралось отечественное кораблестроение.

С 1998 года «Спецкабель» постоянно расширяет и увеличивает производственные мощности. Сегодня производству уже тесно в прежних границах, поэтому площадь офисных помещений уменьшается, а производственных растет Один из новых цехов «Спецкабеля», кстати, открывал мэр Москвы Сергей Собянин. Сейчас там производят специальные оптические кабели для оборонной и гражданской промышленности.
Это очень чистый, современный цех, где создается уникальная кабельная продукция, которую в мире больше никто не делает. Здесь налажено производство герметизированного кабеля для подводных лодок и боевых кораблей.

Рядом производится самый тонкий в мире оптический монтажный кабель. Он многослойный, это не просто волокно, это волокно с покрытиями, с оплеткой из кевлара, с оболочкой из фторопласта. Такие кабеля используют в боевой авиации и множестве высокотехнологичных гражданских объектов. Уникальность кабелям придаёт малая толщина оптического волокна, они – самые тонкие в мире. Ближайшие конкуренты – США – делают кабели толщиной 0,8 миллиметра, «Спецкабель» – 0,6 мм.

Новые цеха открываются в «Спецкабеле» ежегодно. Недавно предприятие получило от правительства ещё три гектара земли в Москве, скоро там появится новый завод, основным направлением которого будет производство судовых кабелей.

– Сергей, на каких основных принципах постороена система управления на Вашем предприятии?
– Мы используем систему, которую разработал консультант и мой наставник Владимир Зима. Система включает два основных инструмента. Первый – это индикаторный подход к взаимодействию, когда чётко отделяются эмоции, суждения, мнения от фактов и соответственно идёт работа с фактами.

На практике этому пришлось достаточно долго учиться, тренироваться. У меня, наверное, годика три ушло на то, чтобы начать преуспевать в отделении эмоций от фактов, было достаточно трудно.

Второй инструмент, с которым мы работаем, – это постановка задач по системе Smart. По сути, это основные инструменты, на которых основывается система управления: работаем с фактами, а не с эмоциями и суждениями и ставим, и принимаем задачи, обратную связь корректно с учётом человеческой психологии. В первую очередь человеку по любой задаче нужно понимать, а чем она актуальна лично для него, а не в целом для компании или для страны. Зачастую людям гораздо важнее свои собственные потребности – им бы ипотеку выплатить, концы с концами свести, так что судьба мира их в общем-то волнует не в первую очередь. К этому надо относиться с пониманием.

Ну и третий пункт в системе управления – это, скажем так, углублённое изучение людей. По психологии написано очень много всяких книг, но вот лично мне очень помогла в работе и по жизни книга Виктора Пономаренко. Он – психиатр, психолог, который по полочкам и на пальцах раскладывает, из чего состоит людской характер. Когда я во всё это вникал, пришлось послушать его книгу (читать не успеваю, слушаю в аудиоформате). Прослушал раза три-четыре. После четвёртого раза в голове всё неплохо улеглось, разобрался, из чего состоит мой характер и как он работает, из чего состоят характеры у других людей, и что ими движет. Я стал абсолютно спокойно относиться к тому, что все люди разные, у всех разная мотивация.

Многие спрашивают: «Как он так может? Я не понимаю…». А ответ прост: он не такой, как ты. То, что ты его не понимаешь, это твои проблемы, а не его. Прими это. Топ-менеджмент нашей компании давно пользуется этим подходом к пониманию людей, и это облегчает жизнь, существенно уменьшая стресс. Ты уже не злишься на то, что не понимаешь, почему человек действует не так, как ты ожидал и что он вообще думает не о великом, а о чём-то приземлённом. Ты к этому относишься спокойно, с пониманием. Не «паришься» на этот счёт и общаешься с человеком на понятном ему языке. И себе нервы экономишь, и ему. И задачи выполняются.

– Сергей, то, о чем Вы говорите перекликается с модной сейчас темой «Эмоциональный интеллект» – умение распознавать и управлять эмоциями.
– Во-первых, это определённая тренировка, которой мне достаточно длительное время приходилось целенаправленно заниматься: анализировать свои эмоции, вести «Дневник эмоций». Это работа ежедневная, которая требует времени.
В дневнике эмоций я расписывал, что я ощущаю в каждый момент времени, чем это вызвано, какая эмоция, какие телесные ощущения. Когда ты этим занимаешься год-два, а то и три, то это уже доходит до автоматизма. И когда у тебя возникает «ситуация», то ты сразу понимаешь, чувствуешь ли ты гнев, раздражение или это просто усталость. Это помогает легче замечать, попал ли ты под влияние не тех эмоций, и это дело тормозить.

У меня до сих пор далеко не всегда получается контролировать свои эмоции. Во время совещаний, когда понимаю, что совещание идёт куда-то не туда, я могу некорректно себя повести, перебить, повысить голос.

–Давайте порассуждаем на тему принятия решений. Как вы принимаете решения?

– Как получится.

– Я уверена, что у вас есть какой-то способ.

– Стараюсь принимать решения обосновано. Зачастую, конечно, многие решения уже принимаются интуитивно – наработанный опыт. А так, в принципе, универсальный метод для меня такой: для начала берётся тот же самый индикаторный подход: какие у нас есть факты по поводу ситуации, по которой надо принимать решение? Хорошо, разобрались в фактах. Дальше я это называю «отталкиваться от задачи». Какую конкретно задачу мы решаем? Зачастую люди уходят в сторону, в детали.

Новый цех открыть нужно не для того, чтобы просто новый цех открыть, нам это нужно, чтобы измеримо повысить прибыль. Мы можем его не открывать, а разместить производство на стороне, как некоторые наши конкуренты делают и неплохо при этом живут. А вы тут уже начали рассчитывать, куда сваи забивать…

То есть важна фактура, точно определиться с конечной задачей, которую мы решаем и, конечным минимально необходимым результатом. Определиться с программой минимум, программой оптимум, программой максимум.

Что ещё мне всегда помогает? Я всё прописываю. Будь то совещание, протоколы. Будь то личная жизнь.

– Ваши решения чаще рациональные или эмоциональные?

– Думаю, что всё-таки мне удаётся сейчас достигнуть большего процента рациональных решений. Я не думал об этом, но надеюсь, что сейчас хотя бы 70 на 30 в пользу рациональности есть. Как я уже сказал, с эмоциями мне далеко не всегда удаётся совладать. Другое дело, что я тренирую у себя способность признавать ошибки, быть гибким. Поэтому если даже я что-то сделал эмоционально, а потом подумал и понял, что сделал неправильно, то извинюсь и исправлюсь. Так что, в конечном итоге, наверное, 99% решений, как минимум по работе, у меня получается рационализировать.

– Есть же матрица принятия решений – квадрат Декарта. Что будет, если мы это сделаем, что будет, если мы это не сделаем, чего не будет, если мы это сделаем. Этим способом не пользуетесь?

– Я его знаю, но он для меня длинноват и слишком занудный. Этот способ хорош, если совсем уж аргументации не хватает, если есть какая-то тяжёлая ситуация, вопрос, решение. Например, что дальше делать по жизни? Тогда да, я к этому способу могу прибегнуть, если я несколько недель вообще не могу прийти к какому-то решению и из-за этого стрессую. Но в большинстве ситуаций мне хватает того, что я прописываю конкретно что и для чего нужно сделать.

– Как вы отдыхаете? Помимо игр.

– Погулять в каких-нибудь красивых местах люблю, спорт бывает тоже. На даче почиллить у костра. Но всё-таки самый лучший отдых для меня – это сон. Если есть возможность, я сплю часов 10–12. Это время, потраченное с пользой.

– У девушек есть правило, если есть возможность присесть – надо присесть. Если есть возможность прилечь – надо прилечь. И можно поспать. Мой любимый принцип.

– Я тоже так считаю. Пока я работал весь прошлый год с телефона, самым большим преимуществом этого метода работы я считал возможность работать из горизонтального положения и это было прекрасно.

– Сергей, по десятибалльной шкале, насколько вы – эффективный управленец?

– Я бы предположил, что где-нибудь на шестёрочку, чуть выше среднего, то есть расти, ещё много куда есть, поскольку у меня собой не всегда получается эффективно управлять, другими людьми и подавно. Но, в принципе, всё-таки я считаю, что я выше среднего уже. Я люблю конструктивную критику, которая меня заставляет задумываться.

– Знаете, я думаю, что критика полезна, если ты понимаешь, кто тебе даёт советы, если ты сам сделал этот запрос. Потому что, если критика идёт от какого-то человека, который для тебя не авторитетный, то особого смысла в ней нет.

– Совершенно верно. Либо критика должна быть по запросу, либо пусть даже не по запросу, но действительно критика от авторитета. Либо это критика конструктивная. В том плане, что не просто ты что-то делаешь плохо, а конкретно вот это, наверное, не вполне правильно в этой ситуации, потому-то и потому-то. Пусть я этой критики не просил, но она была полезной и конструктивной.

– Что Вы порекомендуете нашим студентам?

– Чем раньше начнете искать дело, которым вы хотите заниматься по жизни, тем лучше. Я этим вопросом не занимался лет до 30, просто плыл по течению и действовал по ситуации, и могу сказать, что это было неправильно. Много времени было потеряно зря, много лишнего стресса было получено абсолютно необоснованно. Найти своё призвание пораньше, не бояться менять, пробовать, пробовать разные направления деятельности, разные занятия, сделать над собой усилие и заняться чем-то новым.

Я понимаю, не все могут, не у всех на это есть мотивация, но мой опыт показывает (и не только мой, но и моего окружения), что, если ты по жизни будешь заниматься не тем, что тебе нравится и чем ты хочешь, то ничего хорошего из этого не выйдет.

Я сейчас именно в такой ситуации. Ответственно занимаюсь заводом, но не хочу этим заниматься, я не люблю бизнес, не люблю промышленность. Я хочу заниматься информационными технологиями и общественной деятельностью.

Найти чем заниматься в жизни, чтобы не стрессовать из-за этого, а получать от этого удовольствие – это приоритет номер один, и тогда вы с большей вероятностью будете защищены от выгорания, от кризиса среднего возраста, от депрессии и прочих психических заболеваний, если вы не будете заниматься тем, что вам не характерно, не свойственно, неприятно.

У японцев есть система Икигай: как найти свое призвание. В ней 4 кружочка: что я хорошо умею делать? За что я получаю деньги? От чего я получаю удовольствие? Чем приношу пользу? Нужно найти то, что находится на пересечении всего этого. Там пересечение обычно очень маленькое.

Поэтому сначала надо встать на ноги, твёрдо определиться с тем, кто вы есть, что хотите по жизни, чем вы будете заниматься.
Беседовала – учредитель Института Развития Бизнеса и Стратегий Варвара Даньшина.