Особенности специальности «Декоративно-прикладное искусство»

Особенности специальности «Декоративно-прикладное искусство»

В саратовском колледже ИРБиС, куда можно поступить после 9 класса, ведётся набор на специальность «Декоративно-прикладное искусство…». Подробнее о специальности в интервью.

Саратов всегда славился талантливой молодежью и качественным образованием. Институт Развития Бизнеса и Стратегий тоже поддерживает эту марку. Здесь свое призвание находят ребята с разными интересами, увлечениями, целями и планами. Для них открыты специальности колледжа: «Экономика и бухгалтерский учет», «Банковское дело», «Туризм», «Коммерция», «Право и социальное обеспечение», «Информационные системы и программирование», но особенное место занимает специальность «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» – это самая творческая специальность Института.

На «ДПИ» обучаются студенты, которые любят создавать произведения искусства своими руками, любят рисовать, фантазировать и воплощать фантазию в жизнь в самых разнообразных формах: от графики до композиционных работ. ИРБиС выпускает талантливых ребят, сумевших за годы обучения выбрать близкий им вид творчества, найти свой стиль. В этом им неизменно помогают опытные, мудрые преподаватели.

Татьяна Владимировна Камышникова – преподаватель высшей квалификационной категории ИРБиС, искусствовед, художник, исследователь декоративно-прикладного искусства, сотрудник Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева – рассказала, что значит для нее преподавание по специальности, как оценивается творческий рост студентов и как осуществляется отбор абитуриентов.

В.В.Даньшина: Татьяна Владимировна, какой вы видите специальность декоративно-прикладное искусство и народные промыслы?

Т.В.Камышникова: Моя жизнь всегда была связана с изобразительным искусством, но только начав преподавать студентам специальности декоративно-прикладное искусство, я открыла для себя новый мир, огромную, почти неизвестную мне планету прикладного искусства. Это мир прекрасных вещей, созданных человеческими руками, украшенных с любовью и вдохновением. И этот мир неисчерпаем, в нем существуют и керамика, и ткани, и стекло, и художественная мебель.

Наши студенты изучают художественную роспись ткани, но постигнув азы прикладного искусства, они могут выбрать в дальнейшем любое направление. Я преподаю и практические дисциплины, и историю декоративно-прикладного искусства, и, надеюсь, что могу показать нашим студентам, как разнообразно прикладное искусство, как сложен и глубок по смыслу орнамент, и как в художественно выполненных вещах отражается душа народа.

В.В.Даньшина: В чем заключается важнейшая, основная цель обучения по специальности, какой результат станет главной оценкой вашей работы?

Т.В.Камышникова: Одной из важнейших своих задач я считаю воспитание у студентов художественного вкуса. Декоративно-прикладное искусство имеет более обширную аудиторию, чем искусство музейное. Платок или платье увидят практически все, кто встретится по дороге, а значит, они станут потенциальными зрителями, и задача художника – донести до них свою художественную идею. Это налагает на мастеров прикладного искусства особую ответственность: быть проводниками художественного вкуса, противостоять пошлости, китчу, безвкусице. Поэтому наравне с практикой в ИРБиС мы придаем большое значение теоретическим дисциплинам: истории культуры, истории искусств и истории декоративно-прикладного искусства. Наша задача воспитать не только умелого мастера, но и образованного художника.

В.В.Даньшина: На вашей специальности регулярно проходят просмотры работ студентов. Расскажите, что именно они представляют на таких просмотрах?

Т.В.Камышникова: На просмотрах мы анализируем работы каждого студента, созданные в течение семестра, причём работы должны быть выполнены в трёх основных направлениях: графика, живопись и композиция. Это позволяет создать более цельное впечатление.

 В.В.Даньшина: Какова задача просмотров?

Т.В.Камышникова: Во-первых, это отслеживание динамики развития студентов. Только по одной работе сложно сделать вывод о том, на каком этапе творческого роста находится художник и развивается ли он вообще. Во время просмотров мы видим, как, в каком направлении двигался студент в течение семестра, вырос ли он.  Вторая задача просмотров – это обеспечение объективности оценки. Преподаватель, ведущий предмет, может быть слишком строг к ученику, а на просмотрах мы замечаем его прогресс, либо, напротив, может завысить оценку, мы же видим, что студент за семестр не вырос в творческом плане, и высокой оценки пока не заслуживает. Поэтому для ребят это является эффективной мотивацией, толчком к постоянному развитию и совершенствованию мастерства.

В.В.Даньшина: Часто абитуриенты и те, кто рассматривают обучение по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» в ИРБиС, спрашивают, реально ли поступить, если не умеешь рисовать. Прокомментируйте, пожалуйста.

Т.В.Камышникова: Умеет человек рисовать или нет –  вопрос относительный, поскольку так или иначе рисовать умеют все, другое дело, что, связав свою жизнь с нашей специальностью, рисовать нужно будет постоянно. Поэтому всем, кто планирует обучение по специальности «ДПИ», необходимо ответить на другой вопрос: «а готов ли я всё время, по несколько часов подряд рисовать?». Если это искренне привлекает, то мы сделаем всё возможное, чтобы такой студент научился рисовать, поэтому желание и готовность работать первостепенны.

В.В.Даньшина: Одним из условий, увеличивающих шансы на поступление, является предоставление портфолио. Каким оно должно быть?

Т.В.Камышникова: Нам важно увидеть работу абитуриента в разных техниках: желательно, чтобы были представлены графика, живопись и композиции – станковые или декоративные. Это позволит составить целостное впечатление о том, на каком уровне находится человек, поможет нам понять, знаком ли он с азами изобразительного искусства, как он работает с цветом, как выстраивает композицию.

Однако, если по каким-то причинам портфолио нет, мы готовы дать такому абитуриенту шанс выполнить пробный натюрморт, благодаря чему мы поймем стоит ли продолжать работать дальше.

В.В.Даньшина: А если у абитуриента, скажем так, достаточно скромное портфолио, но есть большое желание обучаться по вашей специальности, у него есть шанс поступить?

Т.В.Камышникова: Шанс есть, потому что огромное желание и стремление обучаться для нас значимые показатели, и такой человек определенно может стать нашим студентом.

В.В.Даньшина: Как ещё абитуриенты могут подготовиться к собеседованию?

Т.В.Камышникова: Помимо портфолио на собеседовании мы спрашиваем об азах истории искусства. Как минимум, знания в этом плане должны быть на уровне школьной программы.

В.В.Даньшина: Какую специальность получает выпускник «ДПИ»?

Т.В.Камышникова: В дипломе специальность обозначена, как «Художник народных промыслов». Для меня это спорный момент, поскольку мы занимаемся прикладным искусством, а народные промыслы – смежная область. Важно другое, на «ДПИ» студенты получают настолько хорошую базу, что в дальнейшем могут работать и дизайнерами, и художниками прикладного искусства по росписи ткани или в смежных областях, которые тоже имеют отношение к народному искусству, например, роспись керамики, роспись стекла.

Каждый выпускник «ДПИ» получает большие возможности для продолжения образования по художественной творческим направлениям в вузах самого высокого уровня.

В.В.Даньшина: Кем из выпускников вы особенно гордитесь?

Т.В.Камышникова: К счастью, таких очень много.Это и Наталья Петухова, и Матвей Щербаков – они успешно окончили Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию им. А.Л.Штиглица и другие. Многие наши выпускники стали членами Союза художников России, что говорит о большом потенциале, который увидела и оценила придирчивая и скрупулезная комиссия Союза художников. 

В.В.Даньшина: А как складывается профессиональная карьера тех, кто по окончании «ДПИ» не стал продолжать обучение?

Т.В.Камышникова: Таких выпускников у нас тоже немало. Многие создали свой бренд, например, Настя Чарикова (бренд «Т.Ч.К.А».) – сегодня она занимается изготовлением валеных изделий – от варежек до пальто, Наталья Лищинская – девушка изготавливает на заказ платки, палантины очень высокого качества. Есть и другие примеры: кто-то занимается росписью стекла, декоративным искусством.

Обучаясь по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» в ИРБиС, каждый, кто желает, стремится и ищет, находит свою стезю и добивается самых высоких результатов. Таких ребят видно сразу, и мы, преподаватели, прикладываем всё свое мастерство, опыт и талант, чтобы помочь им стать профессиональней, выше и засверкать новыми гранями!

Узнайте, как поступить в колледж Саратова: официальный сайт ИРБиС https://irbis-edu.ru, по телефону (8452) 40 17 11, по адресу г.Саратов, ул.Университетская д.36 (строение 1), на страницах ИРБиС в соцсетях.