Курс «Публичная политика как социальное служение» в ИРБиС: создавая будущее

Курс «Публичная политика как социальное служение» в ИРБиС: создавая будущее







 

Студенческие годы – прекрасное время, когда перед человеком открыты
необозримые горизонты и тысячи дорог. Он может пойти по любой из них, и в этот
момент особенно важно, кто окажется с ним рядом, кто поможет, подскажет, кто
направит энергию в мирное и созидательное русло.

 

В Институте Развития Бизнеса и Стратегий ребят всегда окружают умные,
мудрые люди с богатым жизненным опытом, настоящие профессионалы своего дела.
Наставники всех специальностей ИРБиС, спикеры, эксперты – каждый появляется в
жизни студентов, чтобы по капле наполнить их, помочь выбрать свой путь.

 

Настоящим открытием года в ИРБиС стал авторский курс наставника
специальности «Право и организация социального обеспечения», депутата
Саратовской областной думы Юлии Литневской, который получил название «Публичная
политика как социальное служение». Обучаясь по курсу, студенты вместе с
наставником обсуждали социально значимые законопроекты, учились искусству
публичных выступлений. Ребята получили возможность встречаться и общаться с
уникальными людьми нашего города, настоящими лидерами мнений, встречи с
которыми проходили в рамках публичного проекта «Обед для побед». В эти дни
обучение по курсу завершается, студенты готовятся к итоговой защите. Мы
поговорили с автором курса Юлией Михайловной Литневской, и она поделилась
своими впечатлениями и эмоциями.

 

Юлия Михайловна, Ваш курс во многом был
направлен на формирование навыков публичных выступлений. Это было одновременно самым
сложным и важным для студентов. Какие результаты, какой прогресс у ребят в этом
направлении Вы заметили?

 

Студенты были разделены на группы, в которых каждый человек отвечал за своё
направление работы – кто-то делал презентацию о своей специальности, кто-то был
спикером, кто-то готовил опросники. Потом ребята выступали с презентациями в
средних общеобразовательных учреждениях Саратова. Зрители – учащиеся 8-11
классов школ, гимназий, лицеев – оценивали их выступления, давали свою оценку,
делились собственным мнением.

 

Конечно, для студентов это было серьезным испытанием, тем более, что их
выступления шли в прямом эфире. И главное – ребята сопереживали друг другу,
анализировали выступления своих сокурсников, прокачивая таким образом
собственные навыки. При этом каждая последующая группа студентов
демонстрировала отсутствие тех ошибок, которые были у предыдущей группы, это
стало важнейшим результатом командной работы всего курса.

 

И даже те ребята, которые изначально не записались спикерами, а работали
над технической частью, в результате все-таки становились выступающими, и для
меня это значимая победа, потому что люди поверили в себя.

 

Студенты бизнес-колледжа ИРБиС – это
выпускники 9 классов, то есть в школах города они выступали перед сверстниками
или ребятами всего на год-два младше. Как вы думаете, отличаются ли студенты
ИРБиС от школьников?

 

Безусловно! В процессе выступления студентов невольно сравнивали с теми
школьниками, которые оценивают эти выступления. Для себя я отметила, что в
студентах ИРБиС больше осознанности и желания разобраться – это общая черта
моих ребят. В процессе обучения по курсу они перестали бояться задавать
вопросы, обсуждать – им это действительно понравилось. И если раньше мне
приходилось их раскачивать, то на последних встречах была вынуждена
корректировать, останавливать диалог, чтобы успеть все запланированное на
занятие.

 

Юлия Михайловна, как вы считаете, что дал
Ваш курс студентам как будущим юристам?

 

Главное – у ребят появляется больше уверенности в себе, в том, что законотворчество
– реальный механизм решения проблемы. Депутатом может стать каждый и …
грамотность необходима, как и активная гражданская позиция. Мои студенты стали
ценить и понимать свой собственный потенциал, смелее говорить, доверять мне и
друг другу. Если раньше могла порекомендовать что-то и не увидеть всеобщей
реакции, то теперь абсолютно весь курс демонстрирует больше осознанности,
больше желания учиться и совершенствоваться. Для меня это награда. Ведь самое
главное – научить учиться. Когда человек приобретает вкус к тому, чтобы
расширять собственные горизонты, его возможности становятся необозримыми.
Реалии таковы, что осознанность, критичность мышления, желание дойти до сути –
это сегодня самое серьезное конкурентное преимущество.  

 

В рамках курса «Публичная политика как
социальное служение» был создан проект «Обед для побед», в котором студенты
встречаются с уникальными представителями нашего города – спортсменами,
политиками, общественными деятелями. Как родилась идея этого проекта?

 

«Обед для побед» – это открытый проект, идея которого возникла у нас с
учредителем ИРБиС Варварой Владимировной Даньшиной. В ходе встреч велись прямые
эфиры, которые сохранены
на моей странице в YouTube и на YouTube-канале ИРБиС.  Время проведения эфиров совпадало со
временем, когда в Саратове проходят обеденные перерывы, отсюда и такое
название. При этом трансляции смотрели не только саратовцы. Самое удивительное
было, когда зритель из Перми написал, что очень сожалеет о завершении проекта,
потому что с удовольствием смотрел выпуски «Обед для побед», хотя речь шла в
основном о саратовских реалиях. Просто дело в том, что мы говорили об
общечеловеческих ценностях и смыслах на понятном молодежи языке: о сохранении
историко-культурного наследия, об охране окружающей среды, обустройстве
городских пространств. Это те основы, о которых писал А.С.Пушкин:

 

«…В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

(На них основано от века,

По воле Бога самого,

Самостоянье человека,

Залог величия его.) 

 

Благодаря проекту «Обед для побед»
студенты получили возможность встретиться и общаться с Героем Российской Федерации,
главой администрации Волжского района Саратова Александром Янкловичем,
кандидатом исторических наук, заслуженным работником культуры РФ, методистом
Народного музея Ю.А.Гагарина Ольгой Дмитриевой, человеком, который более 10 лет
занимал пост председателя ГТРК «Саратов», работал в органах исполнительной
власти и чья семья тесно связана с именем Ю.А.Гагарина – Андреем Россошанским,
журналистом, краеведом, председателем градозащитного общественного совета при
Саратовской областной думе Алексеем Голицыным, обладателем титула «Сильнейший
человек России», основателем сети спортивных клубов, организатором
волонтерского фонда «Максютовцы помогут» Вячеславом Максютой, саратовским
краеведом Игорем Сорокиным, руководителем проекта «Дом Франка в Саратове» Анастасией
Михайловой и многими другими. Поделитесь, пожалуйста, как Вы выбирали гостей?

 

Это шло от запроса самих ребят. Сначала я исходила из тех законопроектов,
над которыми работаю, а потом, в ходе общения со спикерами, ребята начинали
интересоваться той или иной проблемой. Так возникала необходимость для меня,
как для педагога, расширить их знания, тогда появлялись и новые спикеры.
Например, после Алексея Галицына и беседы об обустройстве городских
пространств, было правильно и логично пригласить Игоря Сорокина, у которого был
реализован ряд проектов в этом направлении.

 

В юбилей космонавтики не могла не пригласить создателя потрясающей
виртуальной экскурсии по Народному музею Ю.А.Гагарина, кандидата исторических
наук, заслуженного работника культуры РФ, методиста Народного музея
Ю.А.Гагарина Ольгу Николаевну Дмитриеву, которая сделала для ребят понятным и
очевидным, что Саратов действительно город «гагаринской крылатой юности». Когда
увидела интерес к этой теме, поняла, что мы не все обсудили, и пригласила
Андрея Владимировича Россошанского, который благодаря своим удивительным отцу и
маме с детства видел, как формируется Народный музей Гагарина. То есть каждый
гость, каждая встреча были логическим продолжением, ответом на интерес и запрос
самих ребят. В этом плане они выступили полноценными соавторами курса.

 

Такие встречи – это событие в жизни
каждого человека, тем более студента. Ребята осознавали это?

 

Многие студенты старались активно взаимодействовать с гостями, задавали
вопросы, делились впечатлениями. Они каждый раз использовали возможность
получше узнать тех, кто приходит. Очень важно, когда человек понимает, что
социальный капитал – это то, чем следует дорожить, что является значимым достоянием
в жизни.

 

Особенно отрадно, что те люди, которые приходили к ребятам в гости, не
хотели с ними расставаться. Андрей Владимирович Россошанский после участия в
проекте предложил отправиться на экскурсию в Народный музей Ю.А.Гагарина, и мы
его посетили. Другие гости также предлагали продолжить взаимодействие и
организовывать увлекательные экскурсии, приглашали стать участниками
своих потрясающих проектов. Это была не моя, а исключительно их
инициатива, то есть само общение с ребятами стимулировало состоявшихся людей,
лидеров мнений нашего города продолжить с ними коммуникации. Это тоже то, что
ребята могут занести себе в актив по итогам курса.

 

Искренне желаю моим студентам, чтобы их социальный капитал расширялся, и
они понимали, что есть те, с кем любые горы по плечу, и сама надеюсь быть таким
человеком для моих студентов.

 

Были ли темы, которые, на Ваш взгляд,
нашли максимальный отклик у ребят?

 

Если судить по общему
эмоциональному подъему, то мне показалось, что это встреча с Героем Российской
Федерации, главой администрации Волжского района Саратова Александром Юрьевичем
Янкловичем. Александр Юрьевич рассказал студентам о подвигах героев-саратовцев
(выпуск программы смотрите по ссылке на YouTube-канале
ИРБиС
или Юлии
Литневской
).

 

 

Я видела, что студенты были растроганы и потрясены пронзительными историями
об истинном гуманизме. Это прекрасно, что они открыли для себя таких людей,
которые составляют славу саратовской земли. Ребята получили возможность
почувствовать себя частью великого народа, способного на подвиги
самопожертвования во имя человечности.

 

Ваши студенты наверняка делились с вами
впечатлениями и эмоциями о курсе. Расскажите, пожалуйста, о них.

 

Например, для меня очень важно и ценно, когда после защиты проекта в одном
из сильных учебных заведений города, моя студентка подошла ко мне и очень
трогательно, эмоционально и убежденно сказала: «Юлия Михайловна, хотя слова «с
кем молодежь, за тем и будущее» принадлежат диктатору, но на самом деле это –
правда, молодежь с Вами, а значит будущее точно за Вами». Она это сказала с
таким искренним и горячим чувством, что для меня это самый главный результат
работы. Очень важно, какие приоритеты расставляют молодые люди, ведь на самом
деле будущее принадлежит им, и когда они выступают как проактивные люди,
пытаются донести до сверстников, что всё в их руках, что надо вкладываться для
того, чтобы действительность становилась такой, о которой мы мечтаем, и что
надо строить планы, и свои мечты тоже превращать в планы, то все это вселяет
надежду и уверенность в том, что будущее моего любимого города будет
счастливым.

 

Подскажите, есть ли в планах еще какие-то
вопросы, темы, проблемы, которые хотелось бы затронуть и обсудить с ребятами?

 

Законопроекты рождаются из тех запросов, которые возникают в ходе общения с
людьми. Со студентами мы обсуждали разные институты общества, разные
направления законотворчества, и это было очень важно для меня. Например,
потрясающий человек, ветеран Великой Отечественной войны, которой 103 года,
вынуждена прятать свои медали, а ведь буквально 30-40 лет назад было
невероятно, что у ветерана войны кто-то может украсть медали. Мы с ребятами
этот факт разобрали и обсудили, что можно сделать на уровне законодательства,
чтобы эту ситуацию вернуть в нормальное русло. Ведь закон – это не только
запрет и наказание, но, главное – просветительская, стабилизирующая функция.

 

Безусловно, проблем очень много, например, сейчас цифровизация не только
открывает нам множество возможностей, но и создает риски, над которыми надо
работать. В связи с этим мне было бы очень интересно обсудить с ребятами тему
кибербезопасности. Такого рода вопросов и проблем неисчерпаемое множество,
поэтому с удовольствием продолжила бы курс.

 

Что бы Вы могли пожелать студентам,
которые прошли обучение по вашему курсу?

 

Желаю им верить в себя и дерзать, не бояться заявлять о себе миру и делать
все свои мечты планами, идти смело к намеченным целям. Уверена, что у них это
получится!

 

 

 

 

 

 

«Курс
Юлии Михайловны Литневской оставил позитивные и приятные впечатления. Мы
многому научились благодаря регулярным выступлениям в школах Саратова и
встречам с интересными людьми. Больше всего из героев проекта «Обед для побед» мне
запомнился Артём Чеботарев, потому что он поднял экологический вопрос по борьбе
с пластиком.

 

Самым
сложным во время выступления в школах было донести до всех информацию, чтобы зрителям
было интересно и понятно, но это помогло нам научиться soft skills и работе в
команде».

 

Злата Ефимова (специальность «Право и организация социального обеспечения»)

 

«Самые яркие воспоминания остались от проекта «Обед для побед», когда
каждый приглашенные спикер был, как новая волна. Больше всего запомнилась
встреча с Александром Юрьевичем Янкловичем, который рассказал об именах героев
нашей страны, их подвиги просто потрясли до мурашек по коже. Некоторые имена
героев слышала, но их историю не знала, и благодаря этому человеку я узнала её.

 

Особые слова благодарности хочу выразить нашему наставнику – Юлии
Михайловне Литневской за то, что уделяла нам время и всегда была с нами на
позитиве! Благодаря Юлии Михайловне, я получила хорошие навыки публичных
выступлений, отличные знания от приглашённых спикеров, добавилась нормативно-правовая
база. Когда мы выступали в школах сначала присутствовала боязнь
выступления, но с поддержкой нашего любимого наставника она уходила на второй
план».

 

Екатерина Петрова (специальность «Право и организация социального
обеспечения»)

 

«Благодаря курсу Юлии Михайловны Литневской я научился выступать на публике.
Юлия Михайловна много работала с нами в этом направлении, объяснила от «как
стоять» до того «куда смотреть». Очень интересным и информативным был проект
«Обед для побед». Из героев проекта запомнился
общественник, основатель движения «Антидилер» в Саратове
Илья Левин
, потому что мы
затронули важную тему про вредные привычки и то, насколько много сейчас появилось
вредных "штучек", и он понятно рассказал, как от этого отказаться.

 

В самом начале курса было не очень понятно, что от нас хотят, но потом мы
сработались с наставником и уже начали увереннее себя чувствовать, более
открыто стали высказывать свои мысли. В целом эмоции были крутые, потому что
это было что-то новое для нас».

 

Владимир Айрапетян (специальность «Право и организация социального
обеспечения»)