Как изучают экономику в ИРБиС

Как изучают экономику в ИРБиС







Как изучают экономику в ИРБиС

В каждой науке существуют труды великих ученых,
исследователей, которые становятся началом начал и основой основ этой науки,
без их знания дальнейшие шаги в теории и практике научного направления
становятся скользкими и неуверенными.

За прошедший год студенты первого курса экономических
специальностей Института Развития Бизнеса и Стратегий «Экономика и
бухгалтерский учет» и «Банковское дело» благодаря наставнику кандидату
экономических наук, доценту Елене Александровне Ореховой глубоко, качественно и
интересно изучили главы первой книги Адама Смита "Исследование о природе и
причинах богатства народов" в рамках курса «Читаем Адама Смита». О том,
как проходило чтение и разбор исследования Елена Александровна рассказала в
интервью.

Расскажите,
почему именно эта книга легла в основу курса?

Имя великого шотландца Адама Смита равно чтится всеми
современными учеными-экономистами, сколь бы различных точек зрения они не
придерживались. Книга "Исследование о природе и причинах богатства народов"
вышла в свет в 1776 г. Она стоила ученому девяти лет полного отшельничества и
принесла славу “отца экономической науки”.

Ее можно смело считать «букварем экономической науки». И
раз выбор студентов ИРБиС выпал на экономические специальности
«Банковское дело» и «Экономика и бухгалтерский учет», то совершенно
закономерным стало изучать экономику с фундаментальных основ, равно, как
ребенок начинает учиться с букваря.

Возможен ли процесс обучения без букваря – однозначно нет. Достаточно
ли только букваря – тоже нет.  Точно
также, как недостаточно только фундамента для постройки дома.

На
курсе были разобраны определенные главы из книги. Почему именно на них пал
выбор?

Мы читали главы первой книги, в которых раскрываются
базовые экономические категории и законы. Речь шла о деньгах, цене, товарах,
разделении труда, заработной плате, прибыли на капитал, ренте.

Важно и то, что рассматриваемые в данных главах проблемы
носят общетеоретический характер и не потеряли актуальность в настоящее время,
в связи с чем мы могли проводить параллели с современностью, рассматривать
различные точки зрения. Все это способствовало системному мышлению, то есть
рассмотрению экономических процессов и явлений с разных точек зрения, с разных
сторон, что крайне актуально в современной жизни.

Какие
темы больше всего затронули ребят, вызвали живой интерес и подтолкнули к
обсуждению?

Конечно же наибольший интерес вызвали темы, связанные с
заработной платой и прибылью на капитал. Это то, с чем они столкнутся в
ближайшем будущем. Надо заметить, что еще А. Смит указывал на то, что очень
рискованно иметь единственный источник дохода в виде заработной платы. Данная
мысль постоянно транслируется студентам и в рамках повышения финансовой грамотности,
и в рамках практикоориентированных мастер-классов,
семинаров.

Безусловно,
в исследовании А.Смита затронута масса вопросов, но
какую мысль при этом было особенно важно донести студентам?

 Основным постулатом
в учении А. Смита является идея о том, что богатство народа напрямую связано с
производством. Не со спекулятивной деятельностью, не с фондовыми рынками, не с
торговлей, а именно с производством продукта (товара, услуги). И нация тем
богаче, чем больше капитала, посредством которого осуществляется производство
данного продукта. Данная идея, на мой взгляд, должна стать ведущей для молодежи
при выборе профессиональной деятельности и, возможно, организации собственного
дела.

Какие
результаты вы увидели по итогам курса, чему научились ваши студенты?

Ребята получили большой объем компетенций, которые в
дальнейшем помогут им эффективно осваивать, изучать свою профессию, погружаться
в нее и понимать. Студенты приобрели навыки системного мышления и умение
анализировать разные точки зрения, научились работать с первоисточниками
экономической литературы и самостоятельно находить ответы, на поставленные
вопросы. Они научились экстраполировать экономическую информацию на современную
экономическую ситуацию. И конечно, в течение всего года обучения они отрабатывали
такие навыки, как работа в команде и публичные выступления.

Как
строилась работа с книгой? Какие подходы, методики определили эффективность
курса?

Каждую идею, каждую мысль мы анализировали на предмет
современных экономических условий. Кроме того, одной из важнейших составляющих
курса был цикл «Встреча с профессором», когда в гости к студентам приходили
доктора экономических наук, профессионалы, ученые высокого уровня и более
глубоко, именно с профессиональных точек зрения рассматривали те или иные
изучаемые нами темы.

Менялось
ли отношение студентов к обучению на курсе и его пониманию с течением времени?

Студенты сейчас находятся в том возрасте, состоянии и,
главное, месте, где их мировоззрение может меняться чуть ли не каждый день.
Дирекция ИРБиС, приглашенные эксперты, кураторы и
наставники все делают для того, чтобы оно менялось в более продуктивную, творческую
и даже креативную сторону. Поэтому отношение конечно же менялось: от сложности
принятия как самого текста, так и моих требований как вузовского преподавателя
до сотрудничества и очень продуктивной работы в команде, которую они
продемонстрировали на итоговой конференции.

Елена
Александровна, поделитесь вашими впечатлениями и эмоциями как преподавателя
курса?

Это, безусловно, чувство удовлетворенности от результата, который
был продемонстрирован на итоговой конференции. 
Это чувство гордости за тех студентов, с которыми мы написали творческую
научную работу, и они заняли
III место
среди студентов бакалавриата, специалитета,
магистратуры и аспирантуры – Мишина Виктория и Москвичев Виталий. Это чувство
радости, когда на твоих глазах студенты вырастают во всех смыслах этого слова.

Скажите
несколько слов пожеланий и напутствий вашим студентам?

Колледж – это лишь первая ступень, которая дает возможности
для творческого развития, возможности для того, чтобы попробовать себя в разных
сферах и направлениях. Я желаю ребятам ловить эти возможности и, конечно же,
продолжить образование в вузе.

Пусть они будут счастливыми, реализованными в разных
направлениях, порядочными и честными людьми.

 

«Курс был очень интересным, с множеством новой, полезной информации,
которая, на мой взгляд, пригодится нам в профессии и дальнейшей жизни. Хочу
сказать большое спасибо за это нашему наставнику – Елене Александровне Ореховой.
Благодаря курсу, я стала грамотнее планировать свой бюджет, появилось ещё
больше стремления к изучению будущей профессии, а также я стала лучше
отстаивать и аргументировать свою точку зрения.

 

Было интересно, когда к нам приходили профессора, доктора экономических
наук, которые были приглашены нашим наставником. Эти люди делились с нами своим
опытом и знаниями, их было очень интересно слушать, они дали нам мотивацию, и
мы ещё больше влюбились в нашу профессию.

 

Говоря об исследованиях Адама Смита, больше всего запомнилась тема о
заработной плате, по которой мы готовили презентацию и выступали на
конференции. Небольшие трудности возникали в разборе тем после прочтения
глав и порой мы не понимали идею автора, но Елена Александровна помогала нам
разобраться с этим». 

 

Екатерина Лункина (специальность «Экономика
и бухгалтерский учет»

 

«Курс «Читаем А.Смита» был для меня очень
интересным, познавательным и увлекательным, оставил только хорошие впечатления,
и мне очень жаль, что занятия закончились. Самые яркие воспоминания остались от
встречи с профессорами. Они дали нам много важной и полезной информации,
которая пригодится нам как в будущей профессии, так и в жизни. Все темы,
которые поднимались на занятиях по курсу были очень важны. Мне больше всего
запомнилось занятие, посвященное банковским картам и банкам: сегодня информация
о том, как себя вести, чтобы с карты не списали деньги и в какие банки лучше
всего обращаться очень актуальна. В целом трудностей при обучении не было, иногда
были непонятны некоторые фразы и слова, но наставник нам все объясняла».

 

Глория Рубцова (специальность «Банковское дело»)